Цветочный бизнес — одно из наиболее перспективных и при этом ярких и интересных направлений. У него есть множество специфических особенностей и ответвлений, но при любом раскладе работа с цветами приносит как немалую прибыль, так и эстетическое удовольствие. Из-за особой атмосферы работы с цветами называют бизнесом для эстетов. Если есть желание заняться торговлей, но совершенно нет идей, лучше всего начать создавать бизнес-план цветочного магазина с финансовой модели. Наценка на цветы доходит до удивительных цифр, например, 300 % в праздничные дни.
Так а с чего начать цветочный бизнес? Сперва нужно определиться с форматом работы с цветами, выбрать наиболее подходящий или же соединить их вместе. После этого уже стоит вести все необходимые расчеты, выполнять поставленные задачи и переходить непосредственно к работе с заказчиками.
Документы и регистрация
Для начала необходимо собрать все необходимые документы и зарегистрироваться как ИП. Регистрация эта происходит в рамках раздела «Розничная торговля цветами и другими растениями, семенами и удобрениями». После прохождения процедуры регистрации необходимо выбрать одну из двух систем налогообложения (либо ЕНВД, либо УСН) и установить кассовый аппарат.
У любой торговой точки должен быть следующий обязательный пакет документов, без которого цветочный бизнес не может функционировать:
- разрешение на право торговли;
- заключение СЭС о соответствии нормам и стандартам;
- книга жалоб и предложений;
- товарная накладная.
Кроме этого может так же существовать прайс-лист, но его вполне себе заменяют ценники на тех или иных цветах, так что он не входит в перечень обязательных документов.
Сертификация для цветочного магазина не обязательна, но если поставщик прошел добровольную сертификацию, лучше попросить у него копию — обычно она внушает доверие покупателям. Да и в некоторых спорных вопросах может стать отличным козырем.
Выбор направления
Цветочная лавка
Самый логичный вариант цветочного бизнеса — открытие своей лавки или небольшого магазина. Достаточно легко найти готовый бизнес план цветочного магазина. Пожалуй, в этом случае вопрос «с чего начать цветочный бизнес» становится несколько понятнее, поскольку первостепенной задачей ставится поиск необходимого помещения. Размеры и расположение, конечно, выбирает сам бизнесмен, но важно учитывать несколько определяющих факторов. Во-первых, цветочный магазин должен располагаться максимально близко к центру города, иначе есть вероятность что его просто не заметят. Во-вторых, пространство должно быть достаточно свободным, чтобы цветы не пришлось громоздить друг на друге и было достаточно место как для покупателя, так и для продавца.
Кроме того стоит озадачиться наличием кондиционера и отопительной системы, которые обязательны для хранения цветов, слишком нежных и хрупких для летней жары или зимних морозов. Выливается это в стоимость обычной сплит-системы, которая различается в зависимости от особенностей техники.
Так же необходимо оборудовать системы хранения. Чаще всего для этого используют ступени или стеллажи (лучше всего деревянные) и сосуды для цветов (предпочтительнее оцинкованные ведра или большие вазоны). Такой выбор объясняется красотой и гармоничностью предметов, а так же их натуральностью и безвредностью — в небольшом замкнуто помещении пластик и иже с ним может навредить не только цветам, но и здоровью людей.
Таким образом открытие цветочной лавки рассчитывается из аренды помещения, установки кондиционера, покупки всего необходимого для хранения цветов плюс из закупки самих растений.
Интернет-магазин
Интернет-магазин — наиболее простой способ начать свой цветочный бизнес. Не нужно заниматься арендой помещения в центре города, тратить время и силы на его оформление. С самого начала работы можно вообще не арендовать какое-либо место, а сразу после получения заказа забирать товары у поставщика — таким образом начало цветочного бизнеса будет менее затратным.
С чего начать цветочный бизнес в этом случае? Конечно же, нужен красивый грамотный сайт. Для его создания лучше всего привлечь дизайнеров, которые знают о желаниях аудитории, могут подобрать гармоничное оформление и создать идеально работающий функционал. Нужно быть готовым отдать за такой сайт от 5 до 20 тысяч (в зависимости от запросов, портфолио автора и т.д.).
Необходимо подумать и о доставке цветов. На первых порах нужна хотя бы одна легковая машина, которой вы сможете управлять сами. Ее использование будет соответствовать лишь цене бензина.
При работе с интернет-магазином первоначальный вклад только один — разработка самого сайта, средства на машину и покупка цветов в общей сложности менее затратны, чем плата за электроэнергию, аренду и товар в первом случае. Но есть опасность, что магазин останется без внимания на просторах интернета, а потом еще необходим существенный вклад в пиар и рекламу.
Оформление праздников и различный декор
Наиболее интересный и сложный цветочный бизнес — оформление праздников и создание флористического декора. Пожалуй, переходить к нему стоит только после удачной попытки работы с цветочной лавкой или интернет-магазином, так как для качественной работы необходим уже сложившийся опыт работы с клиентами, осознание всех целей работы и так далее.
Во-первых, нужно определить необходимость аренды помещения, дополняющему обязательное наличие интернет сайта. Во-вторых, ограничить сферу деятельности. Это может быть оформление свадеб и других торжеств, корпоративных мероприятий, вечеринок и так далее, или же более простая работа по составлению необычных букетов на продажу, сотрудничество с фотографами на фотосессиях (создание венков, букетов, других цветочных композиций). Одно из интересных направлений — дизайн интерьеров для журналов, а так же дизайн всевозможных кафе и ресторанов.
Подсчитать затраты на такое дело практически нереально, поскольку каждый бизнесмен самолично должен определить цели и задачи своей работы и, исходя из них, подсчитывать будущие расходы.
Продажа горшочных растений
Как открыть свой бизнес — цветочный магазин с горшочными растениями? Действительно, этот бизнес более сложный и запутанный. К тому же, он более дорогостоящий, так как открывать магазин стоит в помещении, размером не менее 30 квадратов. Оптимальной минимальной цифрой некоторые предприниматели называют 50 квадратных метров.
Стоит учитывать, что ИП имеет право «работать без печати», то есть поставщики отпускают товар вне зависимости от штампа на документах. Но некоторые из них не готовы продавать грунты, удобрения и другие препараты без наличия всех необходимых нюансов. Поэтому следует заранее озаботиться оформлением всех документов.
В остальном же расходы почти идентичны расходам в случае с цветочной лавкой. Разве что прибавляется дополнительная сумма на сопутствующие товары, без которых продавать горшочные цветы бессмысленно.
Необходимый минимум инструментов
Если основные вопросы решены и вы поняли, как открыть свой бизнес, цветочный магазин нуждается и в других необходимых покупках, помимо основного товара — цветов.
В первую очередь для цветочной лавки необходимо приобрести самый популярный, необходимый сопутствующий товар и предметы оформления. В первую очередь это — секатор, ножницы, потом список могут дополнить кусачки и флористические ножи. Для оформления сначала стоит закупиться сеткой, фетром, рогожей, сизалем и цветными лентами. Прозрачный целлофан так же необходим, потому что является наиболее популярным и простым способом оформления букетов.
Куда более сложный список придется составить для работы с предметами дизайна и оформления торжеств. Здесь помимо вышеперечисленных приспособлений и предметов пригодятся формы для составления цветочных композиций, красивые и интересные сосуды, большее разнообразие различных тканей и лент разных цветов и фактур, бечевка и нитки, мебельный степлер и различные виды клея.
При продаже растений в горшках стоит обладать немалым ассортиментом самих горшков, приборов для ухода за цветами как для использования в магазине, так и на продажу — емкостями для опрыскивания растений, различными секаторами, ножницами и ножами, вазами, декором для растений, сухоцветами и многим-многим другим, что займет почти все свободное пространство магазина.
При подсчете имеющегося стартового капитала и выбора наиболее желаемого направления цветочного бизнеса можно переходить к началу его организации: оформлению документации, аренде помещения или созданию сайта и непосредственно закупке цветов. Первое время стоит закупать ограниченные партии, чтобы растения не портились и не несли убыток. Цветочный бизнес действительно дело прибыльное, главное, с желанием и умением подойти к нему. Огромным плюсом могут стать флористические знания и умение преподнести цветы как настоящий подарок. Кроме того, доброжелательность и искренние советы немало помогут в этом деле.